История Акционерного Общества «КЗМК»

Славное прошлое — достойное будущее!

Родившийся в годы Великой Отечественной войны, закаленный круглосуточным ритмом работы, считающий главным показателем работы качество и еще раз качество выпускаемой продукции, АО «КЗМК» идет по трудовой жизни под девизом «С НАМИ — НАДЕЖНО, С НАМИ — ВЫГОДНО, С НАМИ — СОВРЕМЕННО».

Уважая свое прошлое и все этапы становления и развития завода, динамично работая в новых экономических условиях не только на российском, но и международном рынке, коллектив держит марку, руководствуясь еще одним девизом — «Славное прошлое — достойное будущее!».

Своим днем рождения завод металлических конструкций считает 5 марта 1943 года, когда из цеха сборо-клепки в адрес саперных частей Красной Армии был отправлен первый клепаный железнодорожный мост. Такие мосты здесь выпускали по 1950 год, всего их было отгружено 21 000 тонн.

Завод металлических конструкций был создан, как предприятие, выполнявшее поначалу заказы для фронта, а затем — для восстановления разрушенного войной хозяйства страны, в том числе промышленных предприятий.

Емкими строками в историю завода вписаны выполненные заказы для строительства и развития таких промышленных гигантов СССР, как Горьковский, Московский, Ярославский и Ульяновский автозаводы; Липецкий и Владимирский тракторные заводы; Горьковский, Новотульский, Северский, Нижне-Тагильский и другие металлургические заводы.

В 1950 году завод начал выпускать металлические опоры для высоковольтных линий электропередач (напряжением от 400 киловольт и более). Каждая опора имела высоту 21 метр, весила более 10 тонн, а переходные опоры через крупные реки строились высотой более 90 метров. Десятки тысяч тонн таких металлических опор были сделаны для линий Москва — Куйбышев, Москва — Волгоград, Куйбышев — Бугульма.

Кроме металлических конструкций, для строительства цехов химических заводов изготовлялись металлические водоводы диаметром от 900 до 2 000 миллиметров. Изготовляли кулебачане и конструкции для строительства предприятий горной и металлургической промышленности. Многие горнообогатительные фабрики («Никель», «Апатит», Надвоицкая) и цехи Череповецкого металлургического комбината были построены из конструкций Кулебакского завода.

Немало конструкций было отправлено на строительство Гремячевского горнообогатительного комбината. Через реку Теша проложен сварной металлический мост, он также сооружен из конструкций Кулебакского завода.

Пиком по объему выпущенной продукции стал для заводчан 1972 год. Тогда из цехов предприятия заказчикам было отправлено 48 205 тонн металлоконструкций. Это достижение поставило Кулебакский завод металлоконструкций в ряд ведущих предприятий Минмонтажспецстроя СССР.

В 1981 году завод расширил ассортимент продукции — приступил к изготовлению ферм покрытий промышленных зданий из широкополочных двутавров и холодногнутых замкнутых профилей — новой прогрессивной формы, намного облегчающей эксплуатацию конструкций в сооружениях.

В 1982–1983 годах специалисты завода внедряют разработанную ими же, комплексную систему управления качеством продукции. В рамках этой системы вводятся в эксплуатацию установки безвоздушного распыления лакокрасочных материалов, позволившие повысить качество огрунтовки, оздоровить атмосферу в цехе.

С 1983 года начинается внедрение в производство полуавтоматической сварки в смеси защитных газов аргона и углекислого газа. В 1988 году около 95 процентов всех сварочных работ выполняются автоматами и полуавтоматами.

В 1986 году предприятие переходит в объединение (затем концерн) «Легконструкция», что позволило начать серийный выпуск новой продукции — легких конструкций физкультурно-оздоровительных комплексов.

Сложные для российской экономики 90-е годы XX-го века специалисты и коллектив завода не просто пережили с минимальными потерями, но и вышли со своей продукцией на мировой рынок. Такое признание у заказчиков становится еще весомее, если знать, какая жесткая конкуренция царила на международном рынке в этой отрасли.

Как демонстрация безусловной победы и профессионализма Кулебакского завода — контракт на изготовление и поставку здания швейной фабрики в республику Шри-Ланка. Заказ был выполнен блестяще.

В 2002 году ОАО «КЗМК» входит в объединение «Союзлегконструкция», а в 2004 году на заводе началась модернизация: устаревшее оборудование заменили на более производительное, позволяющее выпускать продукцию высокого качества, введены в эксплуатацию не только современные российские технологические линии, но и германские, голландские, итальянские и китайские.

Модернизация вкупе с профессионализмом коллектива позволили увеличить выпуск продукции до 25 000 тонн в год.

Программа обновления и модернизации производства продолжается. Сегодня АО «Кулебакский завод металлических конструкций» входит в пятерку лучших родственных предприятий России, а в Нижегородской области является безусловным лидером по изготовлению металлоконструкций разнообразной сложности.

Металлоконструкции, произведенные на АО «КЗМК», используются в строительстве производственных и технологических корпусов, складских терминалов, офисных зданий, спортивных и культурных сооружений, мостовых конструкций и конструкций специального назначения.

Предприятие производит как каркасы зданий и сооружений, так и отдельные элементы металлических конструкций, такие, как балки перекрытия, колонны, фермы перекрытия, балки переменного сечения, сварные, подкрановые балки, стойки и ригели фахверка.

АО «Кулебакский завод металлических конструкций» динамично развивается, совершенствуется, демонстрируя высокий уровень производительности и культуры производства. В своей работе он пользуется девизом «С НАМИ — НАДЕЖНО, С НАМИ — ВЫГОДНО, С НАМИ — СОВРЕМЕННО».

Мощный производственный потенциал и внимательное отношение к каждому члену коллектива, опыт нескольких поколений и уверенность в завтрашнем дне — все это Кулебакский завод металлических конструкций.

Заказчики ценят предприятие за высокое качество выпускаемой продукции и сжатые сроки выполнения заказа, сотрудники — за масштабные социальные программы.

Завод продолжает курс на развитие и совершенствование техники и технологии изготовления металлоконструкций, модернизацию оборудования и повышение эффективности производства.

Богатая история АО «КЗМК» пишется трудом людей, работающих под девизом предприятия: «Славное прошлое — достойное будущее!».

Завод металлоконструкций сегодня — это одно из крупных предприятий в отрасли, занятой выпуском строительных металлических конструкций.

Хронология

1939 год — Наркомстроем СССП принято решение о строительстве Кулебакского завода металлических конструкций. Строительство велось силами монтажного участка «Стальконструкция» под руководством Александра Ивановича Угриновича.

◆ Завод строился для производства строительных металлических конструкций, изделий и их частей. Проектная мощность предприятия предполагала выпуск около 13 тысяч тонн конструкций в год. Строилось оно в расчете на использование металлопроката Кулебакского и Выксунского металлургических заводов. Но по мере увеличения и усложнения заказов часть проката в виде тонкого листа, балок, швеллеров, уголков больших размеров, которые на местных заводах не производились, стали получать с Урала, а затем и с Украины.

◆ Великая Отечественная война замедлила строительство — часть заводчан ушла на фронт, часть строила оборонительные рубежи по реке Оке. Кроме того, специалисты и рабочие совместно с металлургами участвовали в изготовлении корпусов легких танков, делали противотанковые «ежи».

5 марта 1943 года — из цеха сборо-клепки в адрес саперных частей Красной Армии был отправлен первый клепаный железнодорожный мост. После освобождения многих советских территорий потребовались мосты для наведения переправ и конструкции для разрушенных предприятий. Поэтому, будучи еще недостроенным, завод приступил к выполнению заказов. Возглавлял его в то время Петр Антонович Угликов.

◆ История завода бережно хранит такие факты и цифры становления, как девятикратное увеличение в мощности оборудования в течение одного года. Здесь был создан крупный метизный цех, выпускавший болты, гайки, шайбы.

16 марта 1943 года — на заводе ввели прогрессивно-сдельную оплату труда. Для бригад и звеньев, добивающихся высоких производственных показателей, было учреждено переходящее Красное знамя с выплатой премиального вознаграждения.

Июнь 1943 года — заводу поручено в течение месяца изготовить 672 тонны металлоконструкций для Горьковского автозавода. Заводчане, занятые на выполнении заказа, работали по 14–16 часов, но с заданием справились.

Июль 1943 года — на предприятии создаются фронтовые бригады. К середине февраля 1944 года их было шесть, работавших под девизом выполнения двух норм в смену.

Декабрь 1943 года — завод завершил год, выпустив 3 477 тонн металлических конструкций.

1943–1950 годы — произведена 21 000 тонн конструкций клепаных мостов.

1944 год — директором завода назначен Николай Алексеевич Страхов. Ведется техническое оснащение предприятия: установлены два пресса «Батлей», фрикционный и дыропробивной прессы, станок для резки углового профиля. Внедрена автоматическая сварка.

1945 год — на заводе изготовили 5 900 тонн конструкций, в 1946 году — около 9 000 тонн.

1950 год — на предприятии работают 620 человек. Завод приступил к изготовлению металлических опор для высоковольтных линий электропередач.

1952 год — завод перешел на изготовление сварных конструкций.

1956 год — вступила в строй магистраль кислородопровода с разводкой по постам, которая облегчила работу резчиков. Вскоре стала действовать ацетиленовая станция с централизованной разводкой газовой сети по постам.

1957 год — завод возглавил Александр Семенович Мурунов, который руководил предприятием по 1962 год.

1959–1964 годы — в цехе обработки тельферы заменяются электромостовыми кранами, установлены кромкогибочный пресс «Пельс» усилием 250 тонн, комбинированные угловые ножницы, гильотинные ножницы «Пельс», два сверлильных станка, станок для правки грибовидности — изобретение заводского слесаря А. А. Цалиева. Электрифицируется внутрицеховой транспорт — вагонетки.

Первая половина 1950-х годов — внедряется автоматическая сварка в среде углекислого газа, а также полуавтоматическая сварка порошковой проволокой.

1963 год — завод возглавил Юрий Георгиевич Мошков, который руководил им по 1988 год.

1963–1966 годы — на завод пришел природный газ. На него перевели центральную заводскую котельную. Газ используется в цехах обработки и сборки для газопламенной обработки металла.

1965–1966 годы — внедряется безвыверочный монтаж, дающий экономический эффект 15–20 % общей стоимости монтажа. Изменяется технология изготовления колонн. Появляется строжка торцов колонн и опорных плит.

1966–1970 годы — идет расширение и реконструкция завода. В итоге производственные площади увеличились на 88 %. Проектная мощность предприятия выросла до 60 000 тонн конструкций в год.

1972 год — самый высокий результат деятельности завода, выпущено 48 205 тонн конструкций.

1981 год — завод освоил изготовление ферм покрытий промышленных зданий из широкополочных двутавров и холодногнутых замкнутых профилей.

1982–1983 годы — специалисты разрабатывают и внедряют комплексную систему управления качеством продукции. Вводятся окрасочные установки безвоздушного распыления лакокрасочных материалов.

1983 год — начинается внедрение в производство полуавтоматической сварки в смеси защитных газов аргона и углекислого газа. Использование данной смеси в сочетании со сварочной проволокой малого диаметра уменьшает разбрызгивание электродного металла в 4–5 раз, улучшает качество сварных швов, снижает газо- и пылевыделение. Заводчане сами смонтировали оборудование для приготовления смеси защитных газов и централизованной ее подачи ко всем постам полуавтоматической сварки в цехе сборо-сварки. Этот способ сварки дал годовой эффект в сумме более 50 тысяч рублей.

1984 год — в цехе обработки начали эксплуатировать автоматическую линию японской фирмы «Кавасаки» с числовым программным управлением по обработке швеллера и балки. Электронная память машины позволяет хранить несколько десятков программ, распознавать происходящие в процессе эксплуатации сбои. С введением автоматической линии отпала необходимость в разметке, газовой резке и фрезеровке деталей, значительно сократились транспортные операции, улучшилось качество полуфабрикатов.

1986 год — завод переходит в объединение (затем концерн) «Легконструкция».

1987 год — приобретен отрезной станок МП-6-952 с числовым программным управлением для резки швеллеров и балок, замкнутого профиля под любым углом. Изготовлены конструкции первого ФОКа.

1988 год — директором назначен Иван Георгиевич Максимов. Около 95 % всех сварочных работ выполняются автоматами и полуавтоматами.

1992–1993 годы — выход на мировой рынок, изготовление и монтаж зданий и оборудования швейной фабрики в республике Шри-Ланка.